Терминология, которой дегу­статоры пользуются при оценке вина в целом

Экстрактивность вина характеризуется следующи­ми терминами: полное, экстрактивное, тяжелое.
Помимо терминов, характеризующих отдельные элементы ви­на, имеется весьма разнообразная терминология, которой дегу­статоры пользуются при оценке вина в целом. По своим общим вкусовым свойствам вино может быть гармоничным, хоро­шо сложенным, когда все его части хорошо сочетаются, ни одна не выделяется резко и в целом не чувствуется каких-либо недостатков.
Нейтральным, мало характерным называют вино, не обладающее ни заметным ароматом, ни букетом, не имеющее характерных вкусовых качеств, но в то же время являющееся доброкачественным, нормальным.
Горячим, огненным называют вино, быстро согреваю­щее, жгучим, когда во рту после глотка чувствуется обожжен кость или раздражение, сходное с тем, какое вызывает перец.
Спиртуозным и алкоголичным называют вино в том случае, если от него во рту остается вкус спирта.
Термин вялое применяют к вину, выдержанному в теплом подвале и потерявшему вследствие этого свежесть и живость вкуса. От вялого вина отличают утомленное, замученное вино. Такие названия дают винам, потерявшим свою живость и ароматичность после переливок и пастеризации.

Экстрактивность вина характеризуется следующи­ми терминами: полное, экстрактивное, тяжелое.
Помимо терминов, характеризующих отдельные элементы ви­на, имеется весьма разнообразная терминология, которой дегу­статоры пользуются при оценке вина в целом. По своим общим вкусовым свойствам вино может быть гармоничным, хоро­шо сложенным, когда все его части хорошо сочетаются, ни одна не выделяется резко и в целом не чувствуется каких-либо недостатков.
Нейтральным, мало характерным называют вино, не обладающее ни заметным ароматом, ни букетом, не имеющее характерных вкусовых качеств, но в то же время являющееся доброкачественным, нормальным.
Горячим, огненным называют вино, быстро согреваю­щее, жгучим, когда во рту после глотка чувствуется обожжен -кость или раздражение, сходное с тем, какое вызывает перец.
Спиртуозным и алкоголичным называют вино в том случае, если от него во рту остается вкус спирта.
Термин вялое применяют к вину, выдержанному в теплом подвале и потерявшему вследствие этого свежесть .и живость вкуса. От вялого вина отличают утомленное, замученное вино. Такие названия дают винам, потерявшим свою живость и ароматичность после переливок и пастеризации.
При выдержке вина утомленность проходит, и вино снова приобретает нормальные свойства. В главе «Созревание вин» указывается, что в винах, долго находившихся в открытых сосудах или неполных бочках и соприкасавшихся с воздухом, появляется выветренный вкус, который также исчезает после выдержки вина в полных бочках.
Сырым называют молодое, невыдержанное вино, зрелым или розливозрелым—вино, в котором развились все каче­ства, готовое к розливу в бутылки отжившим — перешед­шее зрелость, старое, утратившее свои качества.
Желая отметить особенно высокое качество вина — его гар­моничность, мягкость, прекрасный букет — дегустатор называет его тонким или изысканным.
Дегустатор при опробовании вина не ограничивается приве­денными здесь терминами, применяя ряд других, выражающих, по его мнению, характер и специфические особенности вина.
Каждый из приведенных выше терминов имеет свой оттенок, и правильное применение его может быть усвоено практически, путем упражнения в органолептической оценке различных проб вина.
Особое место занимают посторонние привкусы, не свойствен­ные вину. Своим происхождением они обязаны случайному по­паданию в вино посторонних пахучих веществ (керосина, пле­сени, дыма).
Осязание. Оно участвует при дегустации совместно с вку­совыми восприятиями. Объясняется это тем, что осязательные ощущения локализованы в тех же местах полости рта, где нахо­дятся органы вкуса. Осязательные ощущения воспринимаются самостоятельно, отдельно от вкусовых в том случае, когда вино касается частей ротовой области, лишенной вкусовых органов. Таковы, например, некоторые части нёба и языка, щеки и дес­ны. Осязательные (тактильные) ощущения, получаемые при де­густации вина в ротовой полости, дают возможность оценивать некоторые весьма существенные свойства вина: жесткость, мяг­кость, бархатистость, терпкость, жгучесть и слизистость. К осяза­тельным надо отнести также и термические ощущения.
Слух также участвует в оценке вина: при дегустации игри­стых, шипучих и недобродивших вин он фиксирует шипение, ука­зывающее на степень насыщенности вина углекислотой. Сила звука при вылете пробки из бутылки игристого или шипучего вина и шум, вызываемый им, дают представление о насыщенно­сти вина газом и о давлении, под которым оно находилось в бу­тылке.
Ор гаиол ептический анализ вина устанавливает все качества вина, влияющие на органы чувств. Поэтому он яв­ляется серьезной ответственной работой, требующей напряжения, внимания дегустатора, чтобы он мог отметить в вине наиболее характерные его качества и не упустить недостатки.
Каждый винодел должен быть дегустатором. Винодел дол­жен знать вина своего производства и следить за всеми их изме­нениями, руководствуясь химико-микробиологическим контролем я дегустацией. Правильно развитый и тонкий вкус дегустатора является одним из важнейших факторов получения здорового вина. При органолептической оценке перед дегустатором могут -быть поставлены самые разнообразные вопросы: каков возраст вина, из какого сорта винограда оно сделано, из какого района получено, правильно ли проведен технологический процесс при его изготовлении, в частности брожение, каковы качества вина, -аромат, букет, имеются ли в нем недостатки, пороки или бо­лезни.
Опытный винодел-дегустатор, с достаточно хорошо развиты­ми вкусом я обонянием, всегда ответит на все основные вопросы.
Тонкость вкуса, обоняния и других чувственных восприятий — способность, непрерывно совершенствуемая. Поэтому дегустато­ром может быть вполне здоровый человек с хорошо развитыми от природы вкусом и обонянием и опытом, достигнутым длитель­ной тренировкой на разнообразных образцах вина.
Огромное значение для дегустатора имеет память на вкусы и запахи. Это дает ему возможность запомнить испробованные им вина и в дальнейшем проводить параллель с исследуемыми образцами.
Не меньшее значение для дегустатора имеет знакомство с различными типами вин по лучшим их образцам. Оценивая то или другое вино, дегустатор должен сопоставлять его в своем воображении с идеальным вином того же типа.
Винодел должен знать не только вина своего производства, но также вина других производств и районов. Ограничиваясь де­густацией только вин своепо производства или своего района, ви­нодел привыкает к их недостаткам и часто их не замечает.
Чтобы сохранить чувствительность вкуса, винодел-дегустатор не должен пить вина с недостатками.
В своих суждениях о вине дегустатор не может ограничивать­ся только определением его качеств, но должен анализировать зависимость тех или иных качеств вина от природных его свойств, методов его изготовления и обработки, а также знать прошлое и предсказывать его будущее.
Дегустатору требуется тренировка, чтобы постоянно упраж­нять органы вкуса и обоняния на лучших образцах вин.
Во время опробования вин дегустаторы должны быть в нор­мальном физическом и моральном состоянии. Даже самый опыт­ный дегустатор не может дать правильной оценки вина, если  у него насморк, грипп или другое недомогание.
После сытного обеда дегустатор не может дать правильную оценку вина. Наиболее благоприятное время для дегустации — утро после легкого завтрака. Курение во время дегустации недо­пустимо, так как никотин действует анестезирующим образом на вкусовые сосочки.
Для того чтобы дегустатор мог дать объективную оценку, он должен быть свободен от всяких психологических воздей­ствий. Этикетка на бутылке, замечания подающего вино, сужде­ние других дегустаторов—все это может повлиять на его оцен­ку. Поэтому во время ответственной дегустации \’необходимо со­блюдать тишину и не допускать лишних разговоров между участниками дегустации.

Комментирование запрещено