Вкус

Вкус имеет решающее значение при дегустации вина. На вкус дегустатор определяет состояние вина (здоровое или боль­ное), имеет ли оно пороки или недостатки.
Вкусовые ощущения, возникающие при дегустации вина и других пищевых продуктов, очень сложны. К собственно вкусо­вым здесь присоединяются ощущения обонятельные, осязательные, термические и другие. Эти ощущения при вкусовой пробе налагаются одно на другое и так переплетаются, что нередко трудно разобраться в их происхождении.
Одна из первых классификаций вкусовых ощущений была да­на М. В. Ломоносовым (1752), который писал: «Главные из бо­лее отчетливых вкусовых ощущений такие:
1) вкус кислый, как в уксусе;
2) едкий, как в винном спирте;
3) сладкий, как в ме­де;
4) горький, как в смоле;
5) соленый, как в соли;
6) острый, как в дикой редьке;
7) кисловатый, как в незрелых плодах.

Вкус имеет решающее значение при дегустации вина. На вкус дегустатор определяет состояние вина (здоровое или боль­ное), имеет ли оно пороки или недостатки.
Вкусовые ощущения, возникающие при дегустации вина и других пищевых продуктов, очень сложны. К собственно вкусо­вым здесь присоединяются ощущения обонятельные, осязательные, термические и другие. Эти ощущения при вкусовой пробе налагаются одно на другое и так переплетаются, что нередко трудно разобраться в их происхождении.
Одна из первых классификаций вкусовых ощущений была да­на М. В. Ломоносовым (1752), который писал: «Главные из бо­лее отчетливых вкусовых ощущений такие:
1) вкус кислый, как в уксусе;
2) едкий, как в винном спирте;
3) сладкий, как в ме­де;
4) горький, как в смоле;
5) соленый, как в соли;
6) острый, как в дикой редьке;
7) кисловатый, как в незрелых плодах.
Которые из них простые, которые сложные, можно будет объяс­нить не раньше, чем когда известна будет природа начал».
Ломоносов правильно указал, что среди перечисленных вку­сов могут быть простые и сложные. В настоящее время только четыре из перечисленных Ломоносовым семи видов ощущений считаются вкусовыми: сладости, горечи, кислотности и солености. Каждое из этих вкусовых ощущений может иметь различную интенсивность; смешение и сочетание их образует всю сложную гамму вкусовых восприятий. В отношении объяснения процес­сов, протекающих во вкусовых органах, наибольшего внимания заслуживают гипотезы Лазарева (1922).
В настоящее время считается установленным, что в процессе возбуждения органа ощущения вкуса большую роль играют ио­ны. Лазарев допускает, что существуют четыре вида вкусовых сосочков, способных воспринимать сладкое, соленое, кислое и горькое. Каждый из этих видов сосочков содержит высокочув­ствительные вещества, которые разлагаются под влиянием соот­ветствующих раздражений и определяют вкусовые ощущения.
Основные элементы, оцениваемые вкусом при дегустации ви­на, следующие: спиртуозность, кислотность, сладость, терпкость (дубильные вещества) и экстрактивность (тело).
Оценивая каждый из указанных элементов, дегустатор определяет, насколько он гармонирует с остальными, и отмечает те случаи, когда какой-либо из этих элементов выделяется и чув­ствуется в отдельности. В Соответствии с этим дегустатор раз­личает вина гармоничные, негармоничные, круглые, складные.
Оценивая слиртуозность, дегустатор отмечает вина легкие, слабые, или малоспиртуозные, и, наобо­рот, крепкие, спиртуозные, резкие. Особенно много оттенков во вкусе дает кислотность. Причиной этого являет­ся то обстоятельство, что впечатление кислотности вина слагает­ся из отдельных ощущений, получаемых от разных кислот, вхо­дящих в состав вина: винной, яблочной, янтарной, молочной и других.
Действительно, когда дегустатор берет на язык пробу вина, он всегда различает два привычных для него ощущения: или кислотности (кислый вкус), или свежести. Опытный дегустатор прекрасно Представляет разницу между кислым и свежим вином.
Сила вкуса кислоты зависит от концентрации водородных ио­нов. Однако прямой зависимости между концентрацией водород­ных ионов и интенсивностью ощущений кислого вкуса не наблю­дается. Левицкая своими исследованиями показала, что по своему действию на вкус к сильным кислотам относятся щаве­левая, винная и муравьиная. К слабым относятся масляная, ва­лериановая, пропионовая и уксусная. Промежуточное положение занимают янтарная, яблочная и лимонная. Таким образом, в од­ной группе .оказались щавелевая кислота (рН 1,57) и молочная (рН 2,35). Это говорит о том, что кислый вкус дает не только водородные ионы « анионы, но и недиссоциированные молекулы кислот, так что вкусовое ощущение, создаваемое кислотой, яв­ляется комбинированным.
Резюмируя сказанное, можно иридтв к выводу, что резкий кислый вкус вин связан с наличием в избытке сильной винной кислоты и, наоборот, мягкий приятный вкус свежести имеют ви­на, в которых содержится больше яблочной кислоты. Лимонная кислота также дает более мягкое и приятное ощущение кислот­ности, чем винная.
Вина, разведенные водой по вкусу, мало теряют в своей кислотности. Это объясняется   тем,   что   титруемая   кислотность уменьшается пропорционально разведению, тогда как истинная кислотность почти не меняется.
В молодых винах нередко встречается так называемая зеле­ная кислотность, получающаяся при раннем сборе винограда с большим содержанием свободных кислот. Неприятное вкусо­вое ощущение зеленой кислотности после .обработки и выдержки вин в связи с переходом свободных кислот в связанное состояние обычно пропадает.
Терминология, применяемая дегустаторами-для характеристи­ки кислотности вин, очень обширна. Так, например, плоскими или пресными называют вина с недостаточной кислотно­стью и свежестью. Кислыми и резкими называют вина с повышенным кислым вкусом, не гармонирующим с другими со­ставными частями вина. Различается также кислотность зеле­ная, грубая, приятная, царапающая, неприят­ная, мягкая, свежая, острая (с летучими кислотами), колючая (с углекислотой).
Оценивая сладость вин, дегустатор не встречается с та­ким разнообразием вкусовых ощущений, как в отношении кис­лотности. Но все же при дегустации устанавливают различные оттенки сладкого вкуса, который особенно проявляется в сочета­нии с другими веществами вина, чаще всего с кислотностью.
Вина без сладости называют сухими. Однако и в сухих винах мы допускаем содержание сахара в пределах десятых долей процента, присутствие которых опытный дегустатор легко улавливает.
Полное отсутствие сахара во вкусе дегустатор отмечает тер­мином очень сухое.
Вино, в котором чувствуется небольшая сладость, называют полусухим (сладимым) и, наконец, когда сладкий вкус ясно выражен, вино называют сладким. Вина с сахаристостью выше 20% принято относить к ликерным.
Характер сладости обозначают терминами приятная, не­приятная, резкая, приторная, вино слащавое.
Различное содержание дубильных веществ в разных типах вин неодинаково гармонирует с остальными состав­ными веществами вина. В большинстве случаев дубильные ве­щества не выделяются во вкусе и дегустатором не отмечаются. В тех случаях, когда они имеются в избытке, дегустатор отме­чает терпкий, или вяжущий, вкус,
В белых винах, как менее экстрактивных, малейший избыток дубильных веществ ясно чувствуется и часто при этом выступает неприятная на вкус терпкость.
\’В более экстрактивных красных винах при значительном со­держании дубильных веществ часто не замечают ни вяжущего вкуса, ни терпкости. Особенно это надо отнести к выдержанным красным винам.
Дубильные вещества при выдержке окисляются, подвергаясь химическому изменению, и меняют свои вкусовые свойства. Очень терпкие красные кахетинские вина после двух-трехлетней выдержки становятся мягкими, бархатистыми на вкус, причем этим они обязаны именно превращению дубильных веществ.
Отмечая вкусовые ощущения, получаемые от дубильных веЩеств, дегустатор применяет ряд терминов: терпкое, терп-коватое, вяжущее, богатое дубильными вещест­вами, грубое, жесткое (избыток танина и кислот).

Комментирование запрещено